Интегрированная цифровая система технологической связи (ИЦТС)

Интегрированная цифровая система технологической связи (ИЦТС) представляет собой комплекс оборудования на IP-платформе, предназначенный для использования на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» с целью организации технологической связи.

Предлагаемое Пульсар-Телеком решение для построения системы ИЦТС основано на централизованной клиент-серверной технологии.

В системе ИЦТС интегрированы следующие виды связи:

  • диспетчерские связи (аудио и видео);
  • цифровая технологическая поездная радиосвязь (ПРС) стандарта DMR в МВ диапазоне (возможна работа в аналоговом режиме);
  • цифровая технологическая станционная радиосвязь (СРС) стандарта DMR в МВ диапазоне (возможна работа в аналоговом режиме);
  • аналоговая технологическая поездная радиосвязь (ПРС) стандарта DMR в ГМВ диапазоне;
  • сопряжение с подсистемой цифровой технологической радиосвязи стандарта GSM-R;
  • станционная связь;
  • перегонная связь (ПГС);
  • межстанционная связь (МЖС);
  • двухсторонняя парковая станционная связь (ДПС);
  • перспективная система двухсторонней станционной парковой связи и оповещения работающих на железнодорожных путях, организованная на базе технологической радиосвязи (РДПС);
  • связь с местом аварийно-восстановительных работ (АВС);
  • связь с охраняемым переездом;
  • видеонаблюдение с поддержкой высокого разрешения;
  • централизованное информирование пассажиров о времени отправления (прибытия) и маршруте следования поездов;
  • оповещение работающих на железнодорожных путях и информирование пассажиров на пассажирских платформах о приближении подвижного состава;
  • общетехнологическая связь (ОбТС).

Функции централизованного информирования пассажиров, оповещения работающих на железнодорожных путях и парковой станционной связи объединены в подсистему – ЦИСОП.

Опционально для поездного диспетчера и дежурных по станциям предусмотрена возможность организации видеосвязи и видеонаблюдения.

Система ИЦТС также обеспечивает взаимодействие с существующей системой поездной радиосвязи (ПРС) и системой ремонтно-оперативной радиосвязи стандарта GSM (РОРС-GSM).

Все виды связи в системе ИЦТС объединяются на основе транспортной IP-сети.

Структурная схема системы ИЦТС, построенная согласно централизованной концепции, показана на рисунке 1.

Рисунок 1

Транспортная IP-сеть строится на волоконно-оптических линиях связи (ВОЛС) кольцевой структуры с применением маршрутизаторов уровня L2, L3. Для передачи данных маршрутизаторы поддерживают многопротокольную коммутацию по меткам (MPLS). Для организации транспортного канала используется режим UNICAST.

Основными базовыми элементами системы являются Сервер обработки вызовов (СОВ) и Сервер медиаприложений (СМП). Серверы СОВ и СМП должны устанавливаться на узловых (центральных) станциях. Для повышения отказоустойчивости системы рекомендуется использовать географическое резервирование серверов СОВ и СМП.

Сервер СОВ является основным управляющим элементом системы, который обрабатывает сигнальные сообщения, поступающие от медиашлюзов, обеспечивает организацию телефонных переговоров между абонентами и управляет работой основных служб, предоставляемых сервером СМП (регистрация переговоров, речевой автоинформатор, создание IP-конференций, сбор данных для тарификации вызовов, дополнительные виды телефонных сервисов).

Для обеспечения сопряжения существующего оборудования и устройств TDM с серверами СОВ и СМП применяются модульные медиашлюзы.

Фидеры трансляционной сети, измерительные микрофоны, парковые переговорные устройства, информационные табло, колонки экстренной связи подсистемы ЦИСОП подключаются к усилителям модульным комбинированным УМК-4.

Сервер цифровой радиосети СЦР-01К (радиосервер) выполняет функции централизованной регистрации переговоров абонентов радиосети, сбора статистики по вызовам, контроля местоположения и скорости движения абонентов, анализа входа или выхода абонентов из контролируемой зоны, а также обеспечивает шлюз в другие радиосети и сети связи по интерфейсу Ethernet.

Репитеры модульные универсальные РМУ-4 обеспечивают организацию поездной радиосвязи в аналоговом режиме в диапазоне КВ (2 МГц), в аналоговом режиме в диапазоне УКВ, в цифровом режиме по стандарту DMR в диапазоне УКВ (160 МГц).

Для решения задач видеосвязи и видеонаблюдения используются сетевые IP-видеокамеры и видеотерминалы. Видеокамеры могут устанавливаться на переездах, в парках железнодорожных станций и на других объектах. Подключение видеокамер к транспортной IP-сети производится через медиаконвертеры типа МК-4.

В центре управления и мониторинга устанавливаются автоматизированные рабочие места (АРМ) администраторов, серверное оборудование, диспетчерские пульты, терминалы видеосвязи и видеонаблюдения.

Универсальные диспетчерские пульты ПДСУ имеют цветной сенсорный экран и позволяют работать во всех видах связи: ОТС, ЦИСОП, ПРС, СРС, видеосвязь, ОбТС.

Центральный информационный сервер (сервер ЦИС) предназначен для централизованного информирования пассажиров о времени отправления (прибытия) и маршруте следования пассажирских поездов в подсистеме ЦИСОП. Источником информации для сервера ЦИС является автоматизированная система управления АПК-ДК.

Видеосервер выполняет функции коммутации видеопотоков системы видеонаблюдения. Видеосервер также выполняет функции видеорегистратора, с поддержкой записи и воспроизведения изображения в системе видеосвязи.

Дополнительный стык с системой GSM-R по IP-сети производится через межсетевые шлюзы МШ-1 для реализации полных функциональных возможностей диспетчерской подсистемы (отображение на пультах ДНЦ и ДСП зарегистрированных абонентов (поездов), координаты местоположения абонентов GSM-R, их скорость движения, управление динамическими группами и др.).

Администрирование и мониторинг работы оборудования производства Пульсар-Телеком производится в единой системе управления PEGAS, построенной с использованием клиент-серверной архитектуры (PEGAS-сервер, АРМы PEGAS-клиент). Система управления PEGAS обеспечивает графическое представление сети устройств на схеме, настройку оборудования, поиск и анализ неисправностей в сети, создание резервных копий конфигурации, обновление программного обеспечения, персонификацию действий пользователя, разграничение доступа на основе настраиваемых правил, взаимодействие с единой системой управления и администрирования ОАО «РЖД» (ЕСМА) и другие возможности.

АРМ PEGAS-A предназначен для работы с регистраторами переговоров системы ИЦТС (локальные аудиозаписи регистраторов переговоров в сервере СМП, репитерах РМУ-4).

На структурной схеме системы ИЦТС (рисунок 1) представлены типовые варианты оснащения станций:

Станция 1: Малая и средняя станция, где все абонентские устройства ОТС, ОбТС в пределах станции подключены к опорной сети IP. Применяются телефонные аппараты, поддерживающие протокол SIP 2.0, пульты технологической связи с интерфейсом Ethernet, пульт ПДСУ с двумя интерфейсами Ethernet для резервирования. SIP-регистрация всех абонентских устройств данной станции осуществляется на основном либо резервном сервере СОВ. Применение устройств сопряжения с Сервером СОВ (медиашлюзы и т.п.) на подобных станциях не требуется.

Станция 2: Малая и средняя станция, где существуют как IP, так и аналоговые абоненты ОТС, ОбТС. В качестве устройства сопряжения аналоговых абонентов ОТС, ОбТС (телефонные аппараты ЦБ, цифровые пульты Up0, Uk0) с сервером СОВ используется модульный медиашлюз ММШ-044. Один модульный медиашлюз оснащен четырьмя портами Е1 и пятнадцатью посадочными местами для установки субмодулей, что позволяет организовать до 120 абонентских каналов.

Станция 3: Крупная станция с наличием как IP, так и большого количества аналоговых абонентов ОТС, ОбТС. В качестве сопряжения с аналоговыми абонентами, цифровыми пультами, и для организации потоков Е1 используются модульные медиашлюзы большой емкости. Данное решение представляет собой крейт КССУ-1Г, КССУ-3Г, КССУ-6Г, КССУ-12 соответственно на 1, 3, 6 или 12 модулей, выбираемых из следующего списка:

  • Модули абонентских каналов МАК-64Е, МАК-64ЕЛ, МАК-96Е, МАК-96ЕЛ (64 или 96 аналоговых 2-х пров.абонентов);
  • Модули цифровых каналов МЦК-64Е, МЦК-32ДЕ (64 цифровых Up0 и 32 цифровых Uk0 абонентов);
  • Сигнальные медиашлюзы МШС-8Е, 16Е, 32Е (8, 16 или 32 Е1).

Система ИЦТС обладает высокой степенью «живучести». Для повышения отказоустойчивости наиболее критичного серверного оборудования (СОВ, СМП и т.д.) используется географическое резервирование серверов. Транспортная IP-сеть имеет пространственную кольцевую структуру, обеспечивающую резерв транспортной сети при обрыве ВОЛС между станциями. При отказе маршрутизатора транспортной IP-сети связь со станцией возможна через станционный сервер по ВОЛС межстанционной связи. Универсальные сенсорные диспетчерские IP-пульты ПДСУ резервируются кнопочными IP-пультами ПТС/И. Пульт ПДСУ имеет два Ethernet порта для организации основного и резервного канала. Также поддерживается взаимное резервирование IP-пультов при использовании на станциях независимых пультов ОТС связи (пульт ПР/И для подсистемы ЦИСОП, пульт ПДС/И для радиосвязи, пульт ПТС/И для других видов ОТС связи).

Система ИЦТС на базе оборудования производства ООО «Пульсар-Телеком» успешно прошла эксплуатационные испытания на участке Петушки-Владимир Горьковской железной дороги ОАО «РЖД» и в настоящее время находится в опытной эксплуатации.